В 2015 году на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в Донском приступил к работе психологический Клуб «Познай себя», руководителем которого является педагог–психолог М. Тельцова.
Целью создания и функционирования Клуба является: оказание практической психолого-педагогической помощи и поддержки родителям путем приобретения ими психологических, педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем; воспитание родительской ответственности. Основные принципы работы – добровольность, компетентность, постоянство открытой связи, соблюдение этических норм, диалогизация взаимодействия. Участниками Клуба являются все желающие: воспитанники Центра, их родители, педагоги, психологи. Формами проведения заседаний работник центра выбрали такие, как: психологический практикум, тренинг, «мастер-класс», круглый стол с обсуждением опыта семейного воспитания, коллективные творческие работы. Руководителем Клуба разработан план работы на год, структура которого включает: теоретическую часть, проходящую в форме живого диалога, в ходе которого родители в доступной форме получают информацию по теме заседания, задают вопросы, формулируют проблемы. Практическая часть предполагает реализацию приёмов, подходов, методов, способствующих решению обозначенных проблем.
Коммуникативная часть подразумевает обязательное взаимодействие всех участников в различных специально созданных ситуациях (игровых, тренинговых).
Обратная связь – момент рефлексии, тот этап, на котором все участники Клуба могут проанализировать полученную информацию и впечатления, поделиться своими мыслями и ощущениями. На этапе «обратной связи» родители или другие участники Клуба могут получить небольшое «домашнее задание» по теме заседания, буклеты, распечатки с рекомендациями.
Работа «здесь и теперь» с непосредственными чувствами и ощущениями особенно необходима подросткам. Они постепенно привыкают считаться с особенностями настроения других, у них развивается умение слышать и слушать, а это является важным компонентом сочувствия и сопереживания, помогает лучше понять себя, свой внутренний мир, свои поступки.
При подготовке материалов к каждому этапу заседания главные принципы позитивный настрой и отсутствие назидательности и нравоучений.
Хочется отметить, что после проведения таких занятий в психологическом Клубе, между родителями, педагогами и подростками складывается принципиально новый опыт отношений. Воспитанники отмечают, что такие встречи лишены нравоучительных интонаций и излишнего пафоса, которые зачастую вызывают у них скептическое отношение и иронию к происходящему.
Структура и содержание проводимых тренингов оставляют большой простор для инициативы и эксперимента. Эффективность и слаженность работы участников Клуба зависит от умения ведущего давать четкие и недвусмысленные инструкции, с ролью которого, несомненно, хорошо справляются все психологи Центра.
Возможности психологического Клуба «Познай себя» достаточно широки, поэтому предложенную структуру, методы и формы работы работник центра используют, как отдельное направление в деятельности с родителями, воспитанниками и педагогическим коллективом.